Вы здесь

Что делать, если ваш ребенок не говорит?

 

Что делать,

если ваш ребенок не говорит?

 

В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать, что-то неладное. Сверстники ребёнка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать?

Необходимо своевременно обратится к специалисту.

Информация, представленная в книгах, журналах, в сети Internet и советы мам, у которых малыши такого же возраста, что и ваш, не заменят консультаций специалистов: невропатолога, психоневролога, лора, сурдолога, окулиста, логопеда, психолога, дефектолога, а так же, при необходимости, специальных коррекционных занятий.

Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный период для развития речи — от 1 года до 5 лет. Чем раньше будет оказана помощь по преодолению нарушений речи у ребенка, тем более благополучно он будет развиваться в дальнейшем.

 

Причины, вызывающие задержку темпов речевого развития, могут быть различны:

  • наследственность
  • неблагоприятное течение беременности и родов у матери (инфекционные и соматические заболевания матери, токсикозы, приём лекарств, бытовые и производственные отравления, действие радиации, излучений, стрессовые ситуации, алкоголь, курение, наркотики, асфиксия и родовая травма у ребенка, несовместимость по крови матери и плода по резус-фактору);
  • неврологические заболевания, психические травмы у ребенка,
  • окружающая речевая среда (слабослышащие, глухие родители, либо имеющие нарушения речи, недостаток внимания со стороны взрослых, гиперопека, отсутствие эмоционально положительного контакта со взрослыми и т.д.)
  • общая физическая ослабленность, незрелость (из-за недоношенности, патологии беременности, родов, нарушений обмена веществ)
  • нарушения в строении речевого аппарата (челюсти, язык, губы, зубы (прикус), нёбо) и его функционирования.

 

Задержка темпов развития речи может проявляться как в раннем возрасте, так и после 3 лет.

Дети могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты. Некоторые из них довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный речевой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т.е. отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя свое неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков.

В любом случае эти дети, по словам родителей, характеризуются следующим образом: «Все понимает, но не говорит».

Как развивается речь

 

От 6-8 мес.-1 года до 3-4 лет. ребенок овладевает основными закономерностями, законами родного языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и слов-фрагментов (слов, произнесенных не полностью). Он говорит предложениями, не допуская грамматических ошибок (например, правильно употребляет окончания в словах) Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

 

В таблице, разработанной специалистами в области детской речи, дана последовательность развития детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и последовательность могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

 

Динамика формирования речи

 

Форма речи

Примерный

возраст

появления

1

Интонирует крики

(Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

1-2 мес.

2

Гуканье, гуление

(Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)

1,5-3 мес.

 

3

Лепет

(Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)

4-5 мес.

4.

Лепетные слова

(Ребенок использует в речи «нянькин язык» слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др. ), много звукоподражаний (би би, гав гав, пи пи и проч. )

8 мес. —

1 год 2 мес.

5

Двусловные предложения

(Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)

1 год 6 мес. —

2 года 2 мес.

6

Активный рост словаря

(Ребенок спрашивает, как это называется)

1 год 9 мес. —

2 года 6 мес.

7

Появление грамматических форм слова

 (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)

2 года 4 мес. —

3 года 6 мес.

8

Словотворчество

(Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка)

2 года 6 мес. —

3 года 5 мес.

9

Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми

1 мес. —

1,5 мес

10

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом

2 года 6 мес. —

3 года 6 мес.

 

Речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

 

Признаки благополучного развития речи у ребенка

• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется

  разговаривать с незнакомыми людьми.

• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

 

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

• Ребенок развивается с задержкой.

• Ребенок перенес тяжелые заболевания.

• У ребенка есть неврологические заболевания.

• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

• Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит или уходит, как будто Вас не слышал.

• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания: «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

 

 

Если вы обнаружили хотя бы 1-2 признака неблагополучного развития речи ребенка, значит вам необходимо обратится за консультацией к специалистам. 

(в статье использована информация из пособия О.Е. Грибовой «Что делать, если ваш ребенок не говорит?». -  М: Аркти, 2012. )