Что делать,
если ваш ребенок не говорит?
В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать, что-то неладное. Сверстники ребёнка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать?
Необходимо своевременно обратится к специалисту.
Информация, представленная в книгах, журналах, в сети Internet и советы мам, у которых малыши такого же возраста, что и ваш, не заменят консультаций специалистов: невропатолога, психоневролога, лора, сурдолога, окулиста, логопеда, психолога, дефектолога, а так же, при необходимости, специальных коррекционных занятий.
Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный период для развития речи — от 1 года до 5 лет. Чем раньше будет оказана помощь по преодолению нарушений речи у ребенка, тем более благополучно он будет развиваться в дальнейшем.
Причины, вызывающие задержку темпов речевого развития, могут быть различны:
Задержка темпов развития речи может проявляться как в раннем возрасте, так и после 3 лет.
Дети могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты. Некоторые из них довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный речевой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т.е. отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя свое неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков.
В любом случае эти дети, по словам родителей, характеризуются следующим образом: «Все понимает, но не говорит».
Как развивается речь
От 6-8 мес.-1 года до 3-4 лет. ребенок овладевает основными закономерностями, законами родного языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и слов-фрагментов (слов, произнесенных не полностью). Он говорит предложениями, не допуская грамматических ошибок (например, правильно употребляет окончания в словах) Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
В таблице, разработанной специалистами в области детской речи, дана последовательность развития детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и последовательность могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.
Динамика формирования речи
№ | Форма речи | Примерный возраст появления |
1 | Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) | 1-2 мес. |
2 | Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) | 1,5-3 мес.
|
3 | Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) | 4-5 мес. |
4. | Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык» слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др. ), много звукоподражаний (би би, гав гав, пи пи и проч. ) | 8 мес. — 1 год 2 мес. |
5 | Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.) | 1 год 6 мес. — 2 года 2 мес. |
6 | Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) | 1 год 9 мес. — 2 года 6 мес. |
7 | Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) | 2 года 4 мес. — 3 года 6 мес. |
8 | Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка) | 2 года 6 мес. — 3 года 5 мес. |
9 | Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми | 1 мес. — 1,5 мес |
10 | Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом | 2 года 6 мес. — 3 года 6 мес. |
Речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».
Одна и та же ситуация оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.
• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется
разговаривать с незнакомыми людьми.
• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
• Ребенок развивается с задержкой.
• Ребенок перенес тяжелые заболевания.
• У ребенка есть неврологические заболевания.
• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
• Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит или уходит, как будто Вас не слышал.
• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания: «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
(в статье использована информация из пособия О.Е. Грибовой «Что делать, если ваш ребенок не говорит?». - М: Аркти, 2012. )