ПРАВАЯ ИЛИ ЛЕВАЯ ?
Несколько советов как научить ребенка не путать стороны
1.Когда вы с ребенком идете по улице и поворачиваете куда-либо, необходимо словесно обозначать этот маршрут: «А вот сейчас мы повернем с тобой направо и будем уже на месте», «Смотри, мы повернули с тобой налево и увидели впереди качели». В дальнейшем это можно развить в игровое упражнение. Например, «Проводи меня домой».
2. Гуляя с ребенком или даже возвращаясь с ним откуда-то, важно обращать его внимание на объекты и предметы вокруг него, также обозначая это словесно. Не просто «Саша, посмотри какая вон там собачка гуляет. Видишь?», а, скорее всего, так: «Саша, обрати внимание, какая слева от нас собачка гуляет. Видишь?» или «Посмотри, какие слева от тебя дивные тюльпаны цветут».
3. Играя с ребенком в куклы или машинки, тоже не забывайте упомянуть верную терминологию: «Маша, а куда ты кроватку своей куколки поставишь? Сюда? Но ведь справа места больше…», «Антон, а давай твоя машинка поедет налево, тогда она быстрее доберется до гаража» или «А сейчас куда твоя машина повернула? Направо?»
4. У детей до трех лет преобладает конкретное мышление. Это значит, что они воспринимают только конкретные предметы, которые можно увидеть собственными глазами и пощупать. А вот абстрактное им еще рано понимать. Поэтому, объясняя малышу, что такое лево и право, говорите не о пространстве вообще, а привязывайтесь к конкретным, понятным ему вещам, создавайте стойкие ассоциации: «Правой ручкой мы всегда кушаем, берем кисточку, карандаш…».
5. В повседневной жизни, даже не играя, вы можете с ребенком также говорить о право и лево. Например, открывая шкаф с вещами, вы можете начать так: «Максим, а где же твоя белая футболочка? Нашла! Вот она, справа от красных шортиков лежит». Или, прося ребенка помочь, вы объясняете задание: «Настя, подай мне книжку с полки. Вон она, с левой стороны стоит в темной обложке». Одевая ребенка на улицу, вы можете упоминать о правых и левых частях его тела: «Вот сейчас мы сапожок на твою правую ножку наденем… а вот этот сапожок – на левую» и т.д. Таким образом ребенок будет слышать и запоминать основные слова, которые позволят ему в дальнейшем успешно ориентироваться в пространстве.
6. Без веселых детских стихов и песен вам тоже не обойтись. Есть немало замечательных стихотворений, которые можно использовать как веселые и полезные упражнения. Например, вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой! (И. Токмакова)
Ручку правую вперед,
А потом ее назад
А потом опять вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге
И в ладоши, хлопая, поем…
(Дальше слова песни меняются так: ручку левую вперед, ножку правую вперед, ушко левое вперед, плечо правое вперед и т.д. Песенку поем на любой подходящий мотив, делая нужные движения).
Как видите, все не так сложно. Выполняя это, вы поможете своему ребенку адаптироваться к окружающему миру, разовьете в нем чувство пространства, успешную в ориентацию. А вот плохо или неточно сформированные пространственные представления уже будут влиять на уровень интеллектуального развития ребенка. У него могут возникать сложности с конструированием, проблемы в овладении счетом и письмом, что, в свою очередь, будет мешать успешному обучению в школе.
А если ваш малыш с пространством на «ты», то вы сможете проверить одно народное утверждение. Говорят, что будущие автомобилисты без проблем различают право и лево. О вашем ли крохе это сказано? Очень может быть! А чтобы убедиться в этом, осталось лишь чуть-чуть подождатьJ
.